Странный шум, который так напугал нас, оказался всего лишь ветром, завывавшим в пустотах горных пород. Огромная пещера пела, словно гигантский орган. Местные жители считают эти звуки голосами духов, которые вершат людскими судьбами. Завывания действительно были жутковатыми - хотелось побыстрее покинуть таинственную пещеру. Связавшись с коллегами, двигавшимися нам навстречу, мы узнали, что они все еще находятся на территории Судана. У местечка Дебба, где Нил, протекая через Нубийскую пустыню, образует S-образную излучину, они дошли до вади (пересохшего русла) Ховар. К счастью, руководитель группы Штефан Крепелин знает эти места: он много лет проводил здесь климатологические исследования.

Ему, между прочим, удалось выяснить, что несколько тысячелетий назад Ховар был полноводным притоком Нила. Его питали многочисленные источники на плато. Сейчас сохранился лишь один приток - Рашид, и вода в вади Ховар появляется только после сильных дождей. Вади Ховар тянется далеко на запад, и, пройдя этим путем, группа Крепелина наконец пересекла границу Чада. А наша команда встала лагерем у входа в каньон Бескере. И здесь мы увидели немало пещер с наскальными рисунками. Как и в предыдущих гротах преобладают изображения крупного рогатого скота. Один из рисунков удивительно напоминал доисторические граффити на стенах известных на весь мир европейских пещер Ласко и Альтамира.

Наскальная живопись

Другие древние изображения были выполнены в стиле, казалось, предвосхищающем абстракционизм. Большинство этих наскальных картин представляют собой комбинации простых геометрических фигур. А на одной вполне реалистически изображенное животное появлялось как бы из спирали. Судя по всему, эти росписи были сделаны в один период, но разными художниками. Каньон Бескере - одно из самых оригинальных и красивых мест на Земле, которые мне когда-либо доводилось видеть. Этот каньон совсем не похож на мрачный соседний Архей с его отвесными темными стенами. В свете утренней зари скалы Бескере окрашиваются в нежно-розовые и красноватые тона и только после полудня приобретают теплый коричневатый оттенок. Здесь даже уютно: округлые, мягкие контуры гор, местами занесенных светлой пылью, напоминают причудливое произведение кондитера. А по дну каньона зеленой лентой вьется полоса пальмовых зарослей, ведь в Бескере довольно много влаги.

Если вы хотите отправиться в столицу Калмыкии, рекомендуем ознакомиться с информацией на сайте https://south.life/dosug-i-turizm/236-gorod-jelista.html. Здесь вы найдете основные сведения об Элисте и других интересных местах в России.

Осмотр окресностей Бескере

Чтобы как следует осмотреть окрестности, рано утром я выхожу на прогулку. Время года стоит жаркое и сухое, но, к моему удивлению, скоро на пути попадается весело журчащий ручей. Он струится по дну двух примыкающих к каньону долин и исчезает в песке только через несколько километров. А где есть вода - там жизнь. В кронах огромных акаций, ветви которых раскинулись на 15 метров, гомонят стаи изумрудно-зеленых попугаев. Неподалеку пьет из ручья большая семья павианов, но, заметив мое появление, быстро прячется в расщелинах гор. Позже я снова вижу их в бинокль: пристроившись на краю скалы, обезьяны увлеченно поглощают жесткие плоды пальм. Кочевники, приводящие сюда свои стада на водопой, говорят, что в этом каньоне обитают и злейшие враги павианов - леопарды.

Продвигаясь вглубь каньона, я замечаю, что растительность постепенно меняется. Вместо пальм все чаще попадаются тропические фикусы. На земле между корнями деревьев можно видеть дождевых червей. Ни фикусы, ни тем более черви не могут долго обходиться без влаги. Значит, даже, несмотря на неумолимое наступление пустыни, продолжающееся последние три с половиной тысячи лет, этот каньон непрерывно получал воду. Во время экспедиции 1999 года в большом озере на дне каньона Архей мы видели даже крокодилов! Они выжили, хотя этот водоем давным-давно отрезан от потока, некогда впадавшего в озеро Чад. С течением времени климат в Эннеди становился все суше. Реки иссякали, популяции водных и земноводных животных, населявших эту область, шли на убыль. В каньоне Бескере мне тоже встретилось полноводное озеро, где в изобилии водилась рыба и головастики. Может быть, и здесь тоже выжили крокодилы или другие древние животные? С моим коллегой Дирком Фершуреном мы спустили на воду байдарку и, проплыв несколько сотен метров, обнаружили еще одно озеро, сообщающееся с первым. Фершурен взял пробы воды и озерной живности. Пока он возился с пробирками и сачком, я разглядывал многочисленные вымоины на скалах каньона - верное свидетельство того, что летом, в сезон дождей, с этих вершин падают мощные водопады ...

Поездка к подножию Эннеди

Вернувшись в лагерь, мы узнали, что наши коллеги на востоке уже несколько дней блуждают по дикой горной пустыне. Еще во время подготовки к экспедиции, изучая снимки со спутника, они решили продвигаться в Эннеди по дну глубокого каньона. Но проход оказался завален камнями - внедорожники группы Крепелина встали. Кочевники, которые каждый вечер будто бы ниоткуда возникают у нашего костра, считают, что наши коллеги оказались запертыми в опасной ловушке. Восточную часть Эннеди власти Чада почти не контролируют. Там хозяйничают вооруженные до зубов бандиты, которых могут привлечь три новеньких «лендкрузера», нагруженных ценным оборудованием. Кочевники говорят, что из восточной части Эннеди в западную ведет только одна дорога, по которой могут проехать машины. Но найти ее без проводника невозможно. А его у наших коллег нет. Мы знаем, что речь идет о старом караванном пути по Эннеди. К сожалению, кочевники не могут указать его на карте. Они ориентируются по скалам, камням, тропам, а фотографии, сделанные со спутника, для них бесполезная картинка, не более того. Не остается ничего другого, как самим попытаться отыскать проход с западной стороны плато Эннеди и вызволить нашу «суданскую» группу.

Ранним утром мы с проводником Сулейманом Хусейни выезжаем к подножию Эннеди. Поначалу движемся прямо на север, вглубь огромной долины, окруженной горами. Наша машина взбирается все выше, пока, наконец, мы не оказываемся на просторном плато. Зрелище фантастическое. До самого горизонта поверхность плато усеяна сотнями, а может быть и тысячами нагромождений горной породы. Каждое - высотой несколько метров. Эти каменистые наслоения напоминают могильники каменного века. Может, мы оказались на месте самых крупных древних захоронений на территории Сахары? Так и есть, каменные могильники находили в пустыне и прежде. Но до многих из них уже добрались охотники за сокровищами. Гробницы, покой которых скрывали огромные каменные плиты, были разграблены. И только здесь, в Эннеди, они остались нетронутыми.

Для их всестороннего изучения потребуются недели и недели кропотливой работы. Но сейчас у нас совсем нет времени. Археолог группы Рудольф Купер с видимым сожалением отмечает этот некрополь на спутниковой фотографии, и мы продолжаем движение. Скоро наша машина въезжает на гребень очередного бархана. Перед нами открывается вид на широкую зеленую полосу, которая тянется по дну горного ущелья. Пышные акации растут так плотно, что их кроны образуют почти сплошной навес. Кто бы мог ожидать, что мы встретим здесь оазис! В глубокой низине деревья успешно пережили засушливый период. Дорога снова начинает плавно подниматься по пескам, пока километров через девять последний бархан не обрывается с плато прямо в пропасть, замыкая долину. Дальше пути нет, во всяком случае, на машинах.

Однако мы видим четкие следы на песке: судя по всему, к вершине бархана кто-то совсем недавно проехал на верблюде. Мы вылезаем из машин и вскоре догоняем погонщика. Вот так сюрприз: кочевник говорит, что именно здесь и проходит единственная дорога в Эннеди, по которой можно проехать на машине. Тут же созваниваемся по спутниковому телефону с коллегами, сообщаем им свои координаты. Увы, они еще находятся далеко от нас. По всей видимости, им потребуется не меньше двух-трех дней, чтобы добраться сюда. Мы поворачиваем назад, договорившись встретиться у выхода из каньона Архей. Основной задачей второй группы было исследование наскальных изображений. Однако наши коллеги уже потеряли несколько дней, и мы решаем сэкономить им время и подыскать подходящий объект - пещеры с доисторическими рисунками и следами стоянок людей каменного века.

Рейтинг:
No votes yet

Похожие материалы

Не стоит переживать, если вы имеете низкий уровень знания английского языка, в большей...

Спустя три дня мы, наконец, воссоединяемся с группой Крепелина. Наши товарищи выглядят...

На восточном берегу озера Унианга-Кебир мы встречаем уже добравшуюся сюда группу Крепел...

Олимпийский парк

Одним из лучших мест, обязательного посещения, значится Олимп...

Многие люди жалуются, что у них наблюдается озноб после коронавируса. Врачи выявляют не...

Интересно

Еще со школьных уроков географии мы помним, что Байкал - самый крупный в мире пресный водоем. В нем содержится четверть всех мировых запасов чистой пресной воды. Но не только этим знаменито озеро, которое местные жители с уважением называют Священным и Славным морем.

Байкал любят...

вс

Апрель 2024

Опрос

Где Вы предпочитаете отдыхать?